СОДЕРЖАНИЕ
I. Общее положение
3
1.1 Цель и задачи воспитания
3
1.2 Методологические основы и принципы воспитательной деятельности
4
1.3 Основные направления воспитательной работы
4
1.4 Целевые ориентиры результатов воспитания в соответствии с возрастными
5
особенностями участников программы
II. Содержательный раздел программы воспитательной работы
12
2.1. Инвариативные блоки
12
2.1.1 Блок «Мир»
12
2.1.2 Блок «Россия»
13
2.1.3 Блок «Человек»
15
2.2. Инвариантные общие содержательные модули
16
2.2.1 Модуль «Спортивно-оздоровительная работа»
16
2.2.2 Модуль «Психолого-педагогическое сопровождение»
16
2.2.3 Модуль «Детское самоуправление»
17
2.2.4 Модуль «Инклюзивное пространство»
18
2.2.5 Модуль «Профориентация»
18
2.3. Вариативно-содержательные модули
19
2.3.1 Модуль « Экскурсии и походы»
19
2.3.2 Модуль «Кружки и секции»
19
2.3.3 Модуль «Цифровая и медиа-среда»
19
2.3.4 Модуль «Проектная деятельность»
20
III. Организационный раздел
21
3.1. Особенности организации воспитательной деятельности
21
3.2. Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания
24
3.3. Методическое обеспечение реализации Программы
24
3.4. Материально-техническое обеспечение реализации Программы
24
2
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Рабочая программа воспитания детского оздоровительного лагеря с дневным
пребыванием подготовлена на основе примерной рабочей программы воспитания для
организаций отдыха детей и их оздоровления в соответствии с нормативно-правовыми
документами:
1. Конституция Российской Федерации (ст. 43, 44)
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" (с изм. на 2025 г.)
3. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка
в РФ"
4. Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 "О национальных целях развития РФ до
2030 года"
5. Постановление Правительства РФ от 15.04.2021 № 605 "Об организации отдыха и
оздоровления детей"
6. СанПиН 2.4.4.3172-24 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и отдыха детей"
7. Приказ Минпросвещения РФ от 11.02.2023 № 75 "Об утверждении Порядка
организации отдыха детей"
8. Концепция развития системы отдыха и оздоровления детей на 2022-2030 гг. (утв.
распоряжением Правительства РФ)
9. Государственная программа РФ "Развитие образования" (подпрограмма "Отдых и
оздоровление детей")
10. Методические рекомендации Минпросвещения РФ по организации лагерей с
дневным пребыванием (2025 г.)
11. Региональные нормативные акты (указы/постановления субъекта РФ)
12. Локальные акты образовательной организации:
- Устав МАОУДО ЦТДМ
- Положение о лагере с дневным пребыванием
Программа разработана в контексте бесшовной образовательной среды и интеграции
с Федеральной рабочей программой воспитания, которая является структурным элементом
Федеральных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования, и на основе Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г.
№ 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и
на перспективу до 2036 года».
1.1 Целью Программы является актуализация, формирование и внедрение единых
подходов к воспитанию и развитию детей и молодежи в сфере организации отдыха и
оздоровления детей в преемственности с единой системой воспитания и государственной
политики в области образования подрастающего поколения в Российской Федерации.
Для качественной реализации данной цели используется возрастной подход к
обучению, воспитанию и развитию детей, а также понимание коллективной сущности
воспитательной деятельности в условиях организации отдыха детей и их оздоровления.
Под возрастными группами понимаются группы детей:
7 - 10 лет – младшие школьники;
11 - 14 лет – подростки;
15 - 17 лет – старшие школьники
Задачами Программы воспитательной работы являются:
- разработка единых подходов к воспитательной деятельности педагогических
коллективов организации отдыха детей и их оздоровления, а также иных организаций,
осуществляющих воспитательные, досуговые и развивающие программы в сфере детского
отдыха;
- внедрение единых принципов, методов и форм организации воспитательной
деятельности организаций отдыха детей и оздоровления в их применении к процессу
3
воспитания, формирования и развития субъектности детей в условиях временных детских
коллективов и групп;
- разработка и внедрение единых подходов к развитию инструментов мониторинга
и оценки качества воспитательного процесса при реализации.
1.2 Методологические основы и принципы воспитательной деятельности
Принципы реализации программы:
- принцип единого целевого начала воспитательной деятельности;
- принцип системности, непрерывности и преемственности воспитательной
деятельности;
- принцип единства концептуальных подходов, методов и форм воспитательной
деятельности;
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников и их
групп;
- принцип приоритета конструктивных интересов и потребностей детей;
- принцип реальности и измеримости итогов воспитательной деятельности.
Структура Программы представляет собой введение и четыре взаимосвязанных
раздела: ценностно-целевые основы воспитательной работы, содержание и формы
воспитательной работы, организационные условия, а также список источников и
литературы.
1.3. Основные направления воспитательной работы
В основу каждого направления воспитательной работы в организации отдыха детей
и их оздоровления заложены базовые ценности, которые способствуют всестороннему
развитию личности и успешной социализации в современных условиях.
Основные направления воспитательной работы:
- гражданское воспитание: формирование российской гражданской идентичности,
принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как
источнику власти в российском государстве и субъекту тысячелетней Российской
государственности, знание и уважение прав, свобод и обязанностей гражданина Российской
Федерации; патриотическое воспитание: воспитание любви к своему народу и уважения
к другим народам России, формирование общероссийской культурной идентичности;
- духовно-нравственное воспитание: воспитание детей на основе духовнонравственной культуры народов России, традиционных религий народов России,
формирование традиционных российских семейных ценностей;
- эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на основе
российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам
отечественного и мирового искусства;
- трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам
труда (своего и других людей), ориентации на развитие самостоятельности, трудовую
деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном,
нравственно достойном труде в российском обществе, на достижение выдающихся
результатов в труде, профессиональной деятельности;
- физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и
эмоционального благополучия: компонент здоровьесберегающей работы, создание
благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной и безопасной
организации оздоровительно-образовательного процесса, эффективной физкультурнооздоровительной работы, рационального питания, создание безопасной среды, освоение
детьми норм безопасного поведения в природной, социальной среде, чрезвычайных
ситуациях;
- экологическое воспитание: формирование экологической культуры,
ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских
традиционных духовных ценностей;
4
- познавательное направление воспитания: стремление к познанию себя и других
людей, природы и общества, к знаниям, образованию с учетом личностных интересов и
общественных потребностей.
1.4 Целевые ориентиры результатов воспитания в соответствии с возрастными
особенностями участников программы
Целевые ориентиры результатов воспитания в организации отдыха детей и их
оздоровления направлены на формирование и развитие личности каждого ребенка с учетом
его возрастных особенностей и потребностей. Они представляют собой ориентиры для
деятельности педагогического коллектива, направленные на достижение гармоничного и
целостного развития личности, ее успешной социализации и осознания своей роли в
обществе.
Целевые ориентиры результатов воспитания младшего школьного возраста (7
-10 лет)
1. Гражданско-патриотическое воспитание:
- знающий и любящий свою малую родину, свой край;
- имеющий представление о своей стране, Родине – России, ее территории,
расположении;
- сознающий принадлежность к своему народу, этнокультурную идентичность,
проявляющий уважение к своему и другим народам;
- понимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и будущему своей
малой родины, родного края, своего народа, Российского государства;
- имеющий первоначальные представления о своих гражданских правах и
обязанностях, ответственности в обществе и государстве;
- имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в
обществе;
- понимающий значение гражданских символов (государственная символика
России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества,
проявляющий к ним уважение;
владеющий навыками, необходимыми для успешной адаптации, социализации и
самоактуализации в обществе;
- знающий основные социальные роли, соответствующие возрасту;
- знающий нормы и правила общественного поведения;
- имеющий опыт взаимодействия, совместной деятельности и общения со
сверстниками, старшими и младшими, взрослыми, с реальным социальным окружением в
процессе решения личностных и общественно значимых проблем;
- принимающий участие в жизни отряда, лагеря, в доступной по возрасту социально
значимой деятельности.
2. Духовно-нравственное воспитание:
- понимающий ценность каждой человеческой жизни, признающий
индивидуальность и достоинство каждого человека;
- умеющий анализировать свои и чужие поступки с позиции их соответствия
нравственным нормам, давать нравственную оценку своим поступкам, отвечать за них;
- доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь,
выражающий неприятие любых форм поведения, причиняющего физический и моральный
вред другим людям, уважающий старших;
- владеющий первоначальными навыками общения с людьми разных народов,
вероисповеданий;
- знающий и уважающий традиции и ценности своей семьи, российские
традиционные семейные ценности (с учетом этнической, религиозной принадлежности);
- владеющий первоначальными представлениями о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания;
5
- знающий и соблюдающий основные правила этикета в обществе.
3. Эстетическое воспитание:
- способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве,
творчестве людей;
- проявляющий интерес и уважение к художественной культуре;
- проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, искусстве.
4. Физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и
эмоционального благополучия:
- соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей
образа жизни, в том числе в информационной среде;
- ориентированный на физическое развитие, занятия спортом;
- бережно относящийся к физическому здоровью и душевному состоянию своему и
других людей;
- владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного
поведения в быту, природе, обществе;
- сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей
психофизические и поведенческие особенности с учетом возраста.
5. Трудовое воспитание:
- сознающий ценность честного труда в жизни человека, семьи, общества и
государства;
- проявляющий уважение к труду, людям труда, ответственное потребление и
бережное отношение к результатам своего труда и других людей, прошлых поколений;
- обладающий навыками самообслуживающего труда;
- выражающий желание участвовать в различных видах доступного по возрасту
труда, трудовой деятельности;
- проявляющий интерес к разным профессиям.
6. Экологическое воспитание:
- понимающий зависимость жизни людей от природы, ценность природы,
окружающей среды;
- проявляющий любовь к природе, бережное отношение, неприятие действий,
приносящих вред природе, особенно живым существам;
- выражающий готовность осваивать первоначальные навыки охраны природы,
окружающей среды и действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими
нормами.
7. Познавательное направление воспитания:
- выражающий познавательные интересы, активность, инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании;
- обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных
объектах как компонентах единого мира, многообразии объектов и явлений природы, о
связи мира живой и неживой природы, о науке, научном знании, научной картине мира;
- проявляющий уважение и интерес к науке, научному знанию в разных областях.
лет)
Целевые ориентиры результатов воспитания подросткового возраста (11-14
1. Гражданское воспитание:
- знающий и принимающий свою российскую гражданскую идентичность в
поликультурном и многоконфессиональном российском обществе, в современном мировом
сообществе;
- проявляющий уважение, ценностное отношение к государственным символам
России, праздникам, традициям народа России;
6
- понимающий и принимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и
будущему народов России, тысячелетней истории российской государственности;
- проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России,
реализации своих гражданских прав и свобод;
- ориентированный на участие на основе взаимопонимания и взаимопомощи в
разнообразной социально значимой деятельности, в том числе гуманитарной
(добровольческие акции, помощь нуждающимся и т.п.);
- принимающий участие в жизни лагеря (в том числе в самоуправлении), местного
сообщества, родного края;
- выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма,
терроризма, коррупции в обществе;
- знающий нормы и правила общественного поведения;
- знающий основные социальные роли, соответствующие возрасту;
- обладающий качествами личности, определяющими успешность социального
взаимодействия: социальной ответственности, самооценки, эмпатии, организаторских и
лидерских качеств;
- имеющий опыт взаимодействия, совместной деятельности и общения со
сверстниками, старшими и младшими, взрослыми, с реальным социальным окружением в
процессе решения личностных и общественно значимых проблем;
- выражающий желание участвовать в организации, осуществлении и развитии
самоуправления, позволяющего сформировать необходимые социальные навыки путем
участия в принятии решений, контроля выполнения основных прав и обязанностей.
2. Патриотическое воспитание:
- сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой
народ, его традиции, культуру;
- проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других
народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в
родной стране; проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры
своего края, своего народа, других народов России;
- знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве,
спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и защитников
Отечества в прошлом и современности;
- принимающий участие в мероприятиях патриотического направления.
3. Духовно-нравственное воспитание:
- знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа,
ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России,
российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом национальной,
религиозной принадлежности);
- выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных
ценностей и норм с учётом осознания последствий поступков;
- выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения,
противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям;
- сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях
индивидуального и общественного пространства, значение и ценность межнационального,
межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий общаться с людьми разных
народов, вероисповеданий;
- проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным
ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения
и воспитания детей;
- владеющий коммуникативными навыками, необходимыми для успешной
адаптации, социализации и самоактуализации детей в обществе;
7
- проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе
как части духовной культуры своего народа, российского общества.
4. Эстетическое воспитание:
- проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание его
эмоционального воздействия, влияния на душевное состояние и поведение людей;
- выражающий понимание ценности отечественного и мирового художественного
наследия, роли народных традиций и народного творчества в искусстве;
- ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, художественном
творчестве.
5. Физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и
эмоционального благополучия:
- понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий
в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного
поведения, в том числе в информационной среде;
- выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную
физическую активность);
- проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя,
наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для
физического и психического здоровья;
- умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других
людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием;
- способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, стрессовым ситуациям.
6. Трудовое воспитание:
- уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей;
- проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного
рода;
- сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой
деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в
российском обществе;
- участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в лагере, семье, школе,
своей местности) технологической и социальной направленности, способный
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
- выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов,
потребностей.
7. Экологическое воспитание:
- понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их
решения, значение экологической культуры человека, общества;
- сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
- выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе;
- ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для
решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды;
- участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной
направленности.
8. Познавательное направление воспитания:
8
- выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом
индивидуальных интересов, способностей, достижений;
- ориентированный в деятельности на научные знания о природе и обществе,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
- развивающий навыки использования различных средств познания, накопления
знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной,
цифровой среде).
Целевые ориентиры результатов воспитания юношеского возраста (15-17 лет)
1. Гражданское воспитание:
- осознанно выражающий свою российскую гражданскую принадлежность
(идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном
российском обществе, в мировом сообществе;
- сознающий своё единство с народом России как источником власти и субъектом
тысячелетней российской государственности, с Российским государством, ответственность
за его развитие в настоящем и будущем на основе исторического просвещения,
сформированного российского национального исторического сознания;
- проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно
отстаивать суверенитет и достоинство народа России и Российского государства, сохранять
и защищать историческую правду;
- ориентированный на активное гражданское участие на основе уважения закона и
правопорядка, прав и свобод сограждан;
- осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации по
социальным, национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений экстремизма,
терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности;
- понимающий и применяющий нормы и правила общественного поведения,
учитывая социальные и культурные особенности;
- знающий и принимающий на себя социальные роли, соответствующие взрослой
жизни, такие как ответственность за свои поступки и уважение к правам других;
- обладающий личностными качествами, способствующими успешному
социальному взаимодействию: социальной ответственности, самооценкой, эмпатией, а
также развитыми организаторскими и лидерскими качествами;
- имеющий опыт взаимодействия, участия в совместной деятельности с различными
социальными группами (сверстники, взрослые, общественные организации), направленный
на решение личностных и общественно значимых задач;
- проявляющий инициативу и готовность к участию в организации и развитии
самоуправления, активно вовлеченный в принятие решений, контроль и выполнение
общественных обязанностей, что способствует приобретению навыков для будущей
профессиональной и общественной деятельности;
- обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности
(самоуправлении,
добровольчестве,
экологических,
природоохранных,
военнопатриотических и др. объединениях, акциях, программах).
2. Патриотическое воспитание:
- выражающий свою национальную, этническую принадлежность, приверженность
к родной культуре, любовь к своему народу;
- сознающий причастность к многонациональному народу Российской Федерации,
Российскому Отечеству, российскую культурную идентичность;
9
- проявляющий деятельно-ценностное отношение к историческому и культурному
наследию своего и других народов России, традициям, праздникам, памятникам народов,
проживающих в родной стране — России.
3. Духовно-нравственное воспитание:
- проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям,
культуре
народов
России
с
учётом
мировоззренческого,
национального,
конфессионального самоопределения;
- действующий и оценивающий своё поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и
норм с осознанием последствий поступков, деятельно выражающий неприятие
антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих этим ценностям;
- проявляющий уважение к жизни и достоинству каждого человека, свободе
мировоззренческого выбора и самоопределения, к представителям различных этнических
групп, религий народов России, их национальному достоинству и религиозным чувствам с
учётом соблюдения конституционных прав и свобод всех граждан;
- понимающий и деятельно выражающий ценность межнационального,
межрелигиозного согласия людей, народов в России, способный вести диалог с людьми
разных национальностей, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских
традиционных семейных ценностей, понимания брака как союза мужчины и женщины для
создания семьи, рождения и воспитания в семье детей, неприятия насилия в семье, ухода от
родительской ответственности;
- обладающий сформированными представлениями о ценности и значении в
отечественной и мировой культуре языков и литературы народов России,
демонстрирующий устойчивый интерес к чтению как средству познания отечественной и
мировой духовной культуры.
4. Эстетическое воспитание:
- выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства,
российского и мирового художественного наследия;
- проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание
эмоционального воздействия искусства, его влияния на поведение людей, умеющий
критически оценивать это влияние;
- проявляющий понимание художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе, значения нравственных норм, ценностей,
традиций в искусстве;
- ориентированный на осознанное творческое самовыражение, реализацию
творческих способностей в разных видах искусства с учётом российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, на эстетическое обустройство собственного быта.
5. Физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и
эмоционального благополучия:
- понимающий и выражающий в практической деятельности ценность жизни,
здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении своего
здоровья и здоровья других людей;
- соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том числе
безопасного поведения в информационной среде;
- выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность),
10
- стремление к физическому совершенствованию, соблюдающий и
пропагандирующий безопасный и здоровый образ жизни;
- проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек
(курения, употребления алкоголя, наркотиков, любых форм зависимостей), деструктивного
поведения в обществе и цифровой среде, понимание их вреда для физического и
психического здоровья;
- демонстрирующий навыки рефлексии своего состояния (физического,
эмоционального, психологического), состояния других людей с точки зрения безопасности,
сознательного управления своим эмоциональным состоянием;
- развивающий способности адаптироваться к стрессовым ситуациям в общении, в
разных коллективах, к меняющимся условиям (социальным, информационным,
природным).
6. Трудовое воспитание:
-уважающий труд, результаты труда, трудовую собственность, материальные
ресурсы и средства свои и других людей, трудовые и профессиональные достижения своих
земляков, их социально значимый вклад в развитие своего поселения, края, страны;
- проявляющий сформированные навыки трудолюбия, готовность к честному труду;
- участвующий практически в социально значимой трудовой деятельности разного
вида в лагере, семье, школе, своей местности;
- способный к творческой созидательной социально значимой трудовой
деятельности в различных социально-трудовых ролях;
- ориентированный на осознанный выбор сферы трудовой, профессиональной
деятельности в российском обществе с учетом личных жизненных планов, потребностей
своей семьи, общества;
- выражающий осознанную готовность получения профессионального образования,
к непрерывному образованию в течение жизни как условию успешной профессиональной
и общественной деятельности;
- понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования трудовых
отношений, самообразования и профессиональной самоподготовки в информационном
высокотехнологическом обществе, готовый учиться и трудиться в современном обществе.
7. Экологическое воспитание:
- демонстрирующий в поведении сформированность экологической культуры на
основе понимания влияния социально-экономических процессов на природу, в том числе
на глобальном уровне, ответственность за действия в природной среде;
- выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе;
- применяющий знания естественных и социальных наук для разумного,
бережливого природопользования в быту, общественном пространстве;
- имеющий и развивающий опыт экологически направленной, природоохранной,
ресурсосберегающей деятельности, участвующий в его приобретении другими людьми.
8. Познавательное направление воспитания:
- деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных областях
с учётом своих интересов, способностей, достижений;
- обладающий представлением о современной научной картине мира, достижениях
науки и техники, аргументированно выражающий понимание значения науки в жизни
российского общества, обеспечении его безопасности, гуманитарном, социальноэкономическом развитии России;
- демонстрирующий навыки критического мышления, определения достоверной
научной информации и критики антинаучных представлений;
- развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и систематизации
фактов, осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной областях познания,
исследовательской деятельности.
11
Цель и задачи воспитательной работы
Целью воспитательной работы является: развитие личности, создание условий для
самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества и государства, формирование у детей чувства патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев
Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного
уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Задачи:
- содействие формированию у детей и молодежи знаний норм, духовнонравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально
значимых знаний);
- формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям,
традициям (их освоение, принятие);
- приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений,
применения полученных знаний;
- формирование воспитательного пространства, соответствующего возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
II. Содержательный раздел программы воспитательной работы
Достижение цели Программы и решение задач воспитательной работы
осуществляется в рамках всех направлений деятельности организации отдыха детей и их
оздоровления. Содержание, виды и формы воспитательной работы представлены в
соответствующих блоках и модулях.
2.1. Инвариативные блоки
К инвариантным (обязательным) блокам, содержание которых необходимо
включать в Программу воспитательной работы каждой организации отдыха детей и их
оздоровления относятся:
блок «Мир: наука, культура, мораль»;
блок «Россия: прошлое, настоящее, будущее»;
блок «Человек: здоровье, безопасность, семья, творчество, развитие».
2.1.1 БЛОК «МИР: НАУКА, КУЛЬТУРА, МОРАЛЬ»
Содержание данного блока отражает комплекс мероприятий, который основан на
общечеловеческих ценностях, равноправии и взаимном уважении народов, государств в
мировом сообществе, невмешательстве во внутренние дела государств, сотрудничестве и
дружбе между странами.
Деятельность блока «Мир: наука, культура, мораль» реализуется в следующих
форматах:
литературные вечера, исторические игры, информационные часы на тему: «Жизнь
замечательных людей», на которых ребятам задаются образцы нравственного поведения,
через знакомство с историческими деятелями науки и культуры разных стран и эпох, с
героями-защитниками отечества. Задавая подобные примеры, вожатым и педагогам
рекомендуется конкретизировать стремления, идеалы ребят, убеждать в целесообразности
тех взглядов, поступков, которые стимулируют самовоспитание;
игровые форматы, направленные на знакомство с мировым и общероссийским
культурным наследием в области искусства, литературы, музыки, изобразительного
творчества, архитектуры, театра, балета, кинематографа, мультипликации. Знакомя ребят с
историей человечества, с мировой культурой и наукой важно создать такие условия, при
которых воспитанников будет окружать как можно больше положительных примеров, а
12
упоминая отрицательные примеры, формировать негативное отношение к отрицательным
действиям и поступкам.
тематические мероприятия, направленные на формирование культуры мира,
позволяющие ребятам осознать важность уважения к разнообразию культур и народов,
развить навыки гармоничного взаимодействия и сотрудничества. Мероприятия, которые
помогают понять, что мир является основой благополучия каждого человека и человечества
в целом.
события и мероприятия, отражающие ценности созидания и науки: стремление к
познанию себя и других людей, природы и общества, к знаниям, образованию, создание
единого интеллектуального пространства, позволяющего популяризировать формы
детского интеллектуального досуга:
а) проведение интеллектуальных и познавательных игр;
б) организация конструкторской, исследовательской и проектной деятельности;
в) просмотр научно-популярных фильмов;
г) встречи с интересными людьми, дискуссионные клубы, дебаты, диспуты.
мероприятия и дела, направленные на изучение России, русского и национальных
языков, родного края, населенного пункта как культурного пространства, фольклорные
праздники в контексте мировой культуры и нематериального наследия. Знакомство детей и
подростков не только с красотой нашей планеты, но и в первую очередь, с историей своего
населенного пункта, края, региона, страны;
тематические беседы и диалоги на тему духовно-нравственного воспитания.
Проведение обсуждений на темы морали, духовных ценностей, честности, справедливости
и милосердия. Формат: открытые беседы, где дети делятся своими мыслями и учатся
слушать других.
2.1.2 БЛОК «РОССИЯ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ»
Содержание блока отражает комплекс мероприятий, который основан на
общероссийских ценностях.
Первый комплекс мероприятий связан с народом России, его тысячелетней
историей, с общероссийской культурной принадлежностью и идентичностью, с
историческим единством народа России, общностью его исторической судьбы, памятью
предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость.
Форматы мероприятий:
- церемония подъема (спуска) Государственного флага Российской Федерации и
исполнение Государственного гимна Российской Федерации;
- торжественная церемония подъема (спуска) Государственного флага Российской
Федерации проводится в день открытия (закрытия) смены и в дни государственных
праздников Российской Федерации;
- Дни единых действий. Государственные праздники и события, Дни воинской славы
России, памятные и юбилейные мероприятия регионального и федерального уровней;
- использование в работе материалов культурно-просветительского проекта
«Цивилизационное наследие России».
Второй комплекс мероприятий касается суверенитета и безопасности, защиты
российского общества, народа России, и в первую очередь, памяти защитников Отечества
и подвигов героев Отечества, сохранения исторической правды.
Форматы мероприятий:
- «Час Памяти», «Час Мужества»;
- вовлечение ребят старших отрядов в просветительский проект «Без срока давности;
- посещение мемориальных комплексов и памятных мест, посвященных
увековечиванию памяти мирных жителей, погибших от рук нацистов и их пособников в
годы Великой Отечественной войны.
Третий комплекс мероприятий направлен на служение российскому обществу и
исторически сложившееся государственное единство, гражданство Российской Федерации
13
и приверженность Российскому государству. Многообразие народов России, российского
общества: народы, национальные общины, религии, культуры, языки – всё, что являются
ценностью.
Форматы мероприятий:
- информационные часы и акции «Государственная символика России», «День
флага», «Отец, отчизна, Отечество», «Защищать Родину – это почетный долг», «Дети на
защите Отечества», «Герои моей семьи», «Бессмертный полк».
Реализация данных мероприятий проводятся как самостоятельно, так и во
взаимодействии с Общероссийским общественно-государственным движением детей и
молодежи «Движение Первых».
Четвертый комплекс мероприятий связан с русским языком - государственным
языком Российской Федерации. Это язык межнационального общения, который является
средством коммуникации всех народов Российской Федерации, основой их социальноэкономической, культурной и духовной консолидации.
Форматы мероприятий:
- организация выставок книг, посвященных русскому языку, литературе и культуре;
культурно-просветительские мероприятия, направленные на знакомство с историей
и богатством русского языка, его ролью в культуре и искусстве: лекции, беседы,
литературные вечера, посвященные выдающимся писателям, поэтам и языковым
традициям России;
- «Сквозные проекты», включающие игры и акции, связанные с орфографией и
пунктуацией, например, «День грамотного письма» или «Пиши без ошибок;
- конкурсы, посвященные русскому языку, которые помогают детям и подросткам
раскрыть творческий потенциал. Соревнования, такие как: «Знаток русского языка» или
«Слоговая головоломка». Конкурсы сочинений, стихов или эссе на темы, связанные с
языковыми ценностями, вдохновляющие на самовыражение, показывают красоту русского
слова;
коллективно-творческие дела по мотивам русских народных сказок; литературные
конкурсы, конкурсы чтецов; реконструкция русских народных праздников; проекты по
собранию русских пословиц и поговорок; крылатых выражений о родстве, дружбе,
верности и других нравственных ориентирах, выраженных точным и красивым русским
языком.
Пятый комплекс мероприятий связан с родной природой (малой Родины, своего
края, России), с ответственностью за сохранение природы перед будущими поколениями с
бережливостью в использовании природных ресурсов.
Форматы мероприятий:
- экологические игры, актуализирующие имеющийся опыт и знания детей;
- экскурсии по территории, знакомящие детей с природными объектами,
позволяющие изучать природные объекты в естественной среде, жизнеобеспечивающие
взаимосвязь и взаимозависимость в целостной экосистеме;
- беседы об особенностях родного края;
- акции, демонстрирующие преимущества бережного отношение к природе, воде,
электричеству, которые учат ребят минимизировать или ликвидировать вред, наносимый
природе;
- принятый свод экологических правил в отряде и в целом в лагере;
- ведение дневника погоды (для детей младшего школьного возраста), обучение
приемам определения температуры воздуха, облачности, типов облаков, направления ветра
(при наличии метеорологической станции в лагере);
- конкурс рисунков, плакатов, инсценировок на экологическую тематику;
- встречи и беседы с экспертами в области экологии, охраны окружающей среды,
учеными, эко-волонтерами в форматах «100 вопросов к взрослому» или «Классные
встречи».
14
2.1.3 БЛОК «ЧЕЛОВЕК: ЗДОРОВЬЕ, БЕЗОПАСНОСТЬ, СЕМЬЯ,
ТВОРЧЕСТВО, РАЗВИТИЕ»
Данный блок отражает комплекс мероприятий, направленных на воспитание
культуры здорового образа жизни, личной и общественной безопасности и ориентирован
на следующие ценности, закрепленные в Конституции:
- жизнь, здоровье, охрана здоровья, право на медицинскую помощь, благоприятную
окружающую среду;
- честь, доброе имя, достоинство личности, личная свобода, безопасность,
неприкосновенность личности, жилища, личная тайна;
- свобода слова, убеждений, творчества, совести, вероисповедания, языка,
передвижения и выбора места проживания, охрана интеллектуальной собственности;
- родители, любовь и уважение детьми своих родителей;
- дети, любовь и забота родителей о детях. Создание условий для достойного
воспитания детей в семье;
- родной дом, традиционные семейные ценности, их сохранение и зашита, традиции
своей семьи, рода, родственники;
- защита государством семьи, материнства, отцовства и детства.
Форматы мероприятий:
- проведение физкультурно-оздоровительных, спортивных мероприятий: зарядка,
спортивные игры и соревнования;
- просветительские беседы, направленные на профилактику вредных привычек и
привлечение интереса детей к занятиям физкультурой и спортом;
- создание условий для физической и психологической безопасности ребенка в
условиях организации отдыха детей и их оздоровления, профилактика буллинга в детской
и подростковой среде, психолого-педагогическое сопровождение воспитательного
процесса в организации;
- проведение целенаправленной работы всего педагогического коллектива по
созданию эффективной профилактической среды и обеспечение безопасности
жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;
- проведение инструктажей и игр, знакомящих с правилами безопасного поведения
на дорогах и в транспорте, правилами пожарной безопасности, правилами безопасности при
занятиях спортом, правилами поведения на водоемах, правилами поведения в
общественных местах, правилами поведения при массовом скоплении людей и т.д.;
- проведение тренировочной эвакуации при пожаре и на случай обнаружения
взрывчатых веществ;
- разработка и реализация разных форм профилактических воспитательных
мероприятий: антиалкогольные, против курения, безопасность в цифровой среде, против
вовлечения в деструктивные группы в социальных сетях, в деструктивные молодежные,
религиозные объединения, субкультуры, информирующие о безопасности дорожного
движения, противопожарной безопасность, гражданской обороны, антитеррористической,
антиэкстремистской безопасности и т.д.;
- организация превентивной работы со сценариями социально одобряемого
поведения, развитие у детей навыков рефлексии, самоконтроля, устойчивости к
негативному воздействию, групповому давлению;
- поддержка инициатив детей, педагогов в сфере укрепления безопасности
жизнедеятельности, профилактики правонарушений, девиаций, организация деятельности,
альтернативной девиантному поведению – познание (путешествия), испытание себя
(походы, спорт), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе
профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная, искусство и др.);
- мероприятия, игры, проекты, направленные на формирование у детей и подростков
социально-ценностного отношения к семье как первоосновы принадлежности к народу,
Отечеству;
15
- игры, проекты, мероприятия, направленные на формирование бережного
отношения к жизни человека, личностной системы семейных ценностей, воспитанных в
духовных и культурных традициях российского народа;
- подготовка детей и подростков к осознанному выбору жизненного пути с
ориентацией на создание крепкой и счастливой семьи с использованием проектной
деятельности, различных игр, акций и мероприятий.
2.2 Инвариантные общие содержательные модули
2.2.1 МОДУЛЬ «Спортивно-оздоровительная работа»
Спортивно-оздоровительная работа в организации отдыха детей и их оздоровления
включает в себя:
- организацию оптимального режима дня;
- расчет двигательной активности;
- обеспечение рационального питания;
- физическое воспитание.
Физическое воспитание организуется через спортивно-оздоровительную
деятельность, которая характеризуется направленностью на укрепление здоровья детей и
создание представления о бережном к нему отношении, формирование потребности в
регулярных занятиях физической культурой и использование их в разнообразных формах
активного отдыха.
Занятия физической культурой являются незаменимым средством решения
комплекса взаимосвязанных задач, направленных на укрепление здоровья детей,
пропаганду физической культуры и занятий спортом, как составляющих частей здорового
образа жизни, воспитание морально-волевых качеств, повышение уровня физического
развития.
Физическое воспитание представляет собой:
- физкультурно-оздоровительные занятия, которые проводятся с детьми по графику,
максимально на открытых площадках;
- дополнительные общеразвивающие программы физкультурно-спортивной
направленности, обеспечивающие систематические занятия спортом в условиях
физкультурно-спортивных объединений;
- различные виды гимнастик, утренняя вариативная зарядка (спортивная,
танцевальная, дыхательная, беговая, игровая);
- динамические паузы в организации образовательной деятельности и режимных
моментов;
- спортивно-массовые мероприятия, предполагающие спартакиады, спортивные
соревнования, праздники, викторины, конкурсы.
2.2.2 МОДУЛЬ «Психолого-педагогическое сопровождение»
Психолого-педагогическое сопровождение представляет собой описание работы
педагога-психолога (психологической службы лагеря), которая базируется на соблюдении
следующих принципов:
- принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе
безоговорочного признания его уникальности и ценности;
- принцип конфиденциальности (в ситуациях передачи информации третьим лицам,
информация должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против
интересов обратившегося);
- принцип компетентности (психолог несет ответственность за выбор методов);
- принцип этической и юридической правомочности (все действия должны
соответствовать нормативным правовым документам, регламентирующим деятельность
педагогов-психологов);
- принципы коллегиальности и диалогового взаимодействия обуславливают
совместную деятельность субъектов психологического сопровождения в рамках единой
16
системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем,
возникающих в ходе реализации программ;
- принцип системности предполагает, что психологическое сопровождение носит
непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность, в основе которой
лежит опора на современные достижения в области социальных наук, взаимосвязь и
взаимообусловленность отдельных компонентов;
- принцип рациональности лежит в основе использования форм и методов
психологического взаимодействия и обуславливает необходимость их отбора с учетом
оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка;
- принцип добровольности участия в психологических процедурах. Психолог
исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод, провозглашенных и
гарантированных Конституцией Российской Федерации.
Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в
работе психологов в международном сообществе.
Комплексная работа социально-психологической службы включает в себя
взаимосвязанные направления работы: диагностическое, коррекционно-развивающее,
консультационно-просветительскую, профилактическую.
Формы сопровождения: консультирование;
диагностика;
коррекционноразвивающая работа; профилактика; просвещение; экспертиза.
2.2.3 МОДУЛЬ «Детское самоуправление»
Система детского самоуправления – формирование детско-взрослой общности,
основанной на партнерстве детей и взрослых по организации совместной деятельности.
Важным моментом в организации самоуправления является его структура, которая
строится с учетом уклада организации отдыха детей и их оздоровления, тематической и
игровой модели смены. На уровне детского лагеря: самоуправление в детском лагере
складывается из деятельности временных и постоянных органов. К временным органам
самоуправления относятся: деятельность дежурного отряда, работа творческих групп.
Участие в самоуправлении помогает ребенку проявить и развивать свою социальную
активность и быть социально успешным.
Система поощрения в организации отдыха детей и их оздоровления представляет
собой набор педагогических средств, приемов, методов, обеспечивающих стимулирование
индивидуального развития ребенка и коллективного роста отряда.
Поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции
детей происходит на:
- организационном уровне и предполагает привлечение ребенка к участию в делах
отряда и всего лагеря, включение в органы самоуправления, где ребенку предоставляется
право голоса при решении ряда проблем, как правило, социального характера;
- социальном уровне представляет собой: вручение наград, дипломов за участие и
победу в конкурсных мероприятиях; объявление благодарности ребенку (родителям) за
личные достижения; публичные поощрения отрядных и индивидуальных достижений, в
том числе создание портфолио; размещение фотографий на почетном стенде лагеря или в
официальных социальных сетях лагеря; ступени роста статуса ребенка;
- эмоциональном уровне как создание ситуации успеха ребенка, которая формирует
позитивную мотивацию и реализуется через методы: соревнования, ведения
индивидуальных и отрядных рейтингов, эмоционально-образного и общественнооценочного признания.
Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции детей и социальной
успешности могут быть изменены, а их состав расширен.
17
2.2.4 МОДУЛЬ «Инклюзивное пространство»
Инклюзивное пространство – это система структурных компонентов
воспитательной системы, определяющих специфику содержания инклюзии, в которой в
доступном для каждого участника формате реализуются воспитательные, образовательные
и межличностные отношения, обеспечиваются возможности личностного и социального
развития, социализации, саморазвития и самоизменения. Описание данного модуля
наполняется конкретными материалами с учётом наличия детей с особыми
образовательными потребностями.
В воспитательной работе с категориями детей, имеющих особые образовательные
потребности: детей с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), из
социально уязвимых групп (например, воспитанники детских домов, из семей мигрантов,
билингвы и другие), одарённых, с отклоняющимся поведением, - создаются особые
условия.
Специальными задачами воспитания детей с особыми образовательными
потребностями являются:
- налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для
их успешной социальной адаптации и интеграции в организации отдыха детей и их
оздоровления;
- формирование доброжелательного отношения к детям и их семьям со стороны всех
участников воспитательного процесса;
- построение воспитательной работы с учётом индивидуальных особенностей и
возможностей каждого ребенка.
При организации воспитания детей с особыми образовательными потребностями
необходимо ориентироваться на:
- формирование личности ребёнка с особыми образовательными потребностями с
использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию
методов воспитания;
- создание оптимальных условий совместного воспитания детей с особыми
образовательными потребностями и их сверстников, с использованием адекватных
вспомогательных средств и педагогических приёмов, организацией совместных форм
работы вожатых, воспитателей, педагогов-психологов, логопедов, дефектологов и других
специалистов;
- личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности детей
с особыми образовательными потребностями.
2.2.5 МОДУЛЬ «Профориентация»
Профориентация – это определение человеком своего места в профессиональном
мире. Задача совместной профориентационной деятельности педагогических работников и
детей – подготовить ребенка к осознанному выбору своей будущей профессиональной
деятельности.
Создавая
профориентационно-значимые
проблемные
ситуации,
формирующие готовность ребенка к выбору, педагог актуализирует его профессиональное
самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий
не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой
деятельности.
Воспитательная деятельность по направлению «профориентация» осуществляется
через:
- профориентационные игры: симуляции, сюжетно-ролевые и деловые игры, квесты.
- экскурсии на предприятия и встречи с гостями: экспертами в области
профориентации, представителями разных профессий, дающие детям начальные
представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих
эти профессии.
18
2.3 Вариативные содержательные модули
2.3.1 МОДУЛЬ «Экскурсии и походы»
Экскурсия в детском лагере – это коллективное посещение достопримечательностей,
музеев, памятных мест с культурно-просветительскими или иными целями за пределами
организации отдыха детей и их оздоровления. Экскурсии и походы помогают ребятам
расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей их социальной,
культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней,
приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных ситуациях. С этой
целью для детей и подростков организуются туристские походы, экологические тропы,
тематические экскурсии: профориентационные, экскурсии по памятным местам и местам
боевой славы, в музей, картинную галерею, технопарк и др.
На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у детей
самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков безопасного
поведения в природной среде, самообслуживающего труда, обучения рациональному
использованию своего времени, сил и имущества.
В зависимости от возраста детей выбирается тематика, форма, продолжительность,
оценка результативности экскурсии и похода.
2.3.2 МОДУЛЬ «Кружки и секции»
Дополнительное образование детей в организации отдыха детей и их оздоровления
является одним из основных видов деятельности и реализуется через:
- деятельность кружковых объединений, секций, клубов по интересам, студий,
дополняющих программы смен в условиях детского лагеря.
Реализация воспитательного потенциала дополнительного образования в рамках
шести направленностей: социально-гуманитарная; художественная; естественнонаучная;
техническая; туристско-краеведческая; физкультурно-спортивная, предполагает:
- приобретение новых знаний, умений, навыков в привлекательной, отличной от
учебной деятельности, форме;
- развитие и реализация познавательного интереса, мотивации личностного развития
ребенка в области познания, творчества, информационных технологий, искусства, спорта и
т.д.;
- расширение спектра возможностей для удовлетворения разнообразных интересов
и потребностей детей и их семей в сфере отдыха и оздоровления детей, создавая
непрерывность дополнительного образования;
Дополнительное образование – это процесс свободно избранного ребенком освоения
знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение
интересов личности, ее склонностей, способностей и содействующих самореализации и
культурной адаптации.
2.3.3 МОДУЛЬ «Цифровая и медиа-среда»
Цифровая и медиа-среда воспитания – это совокупность условий для реализации
воспитательной работы с применением дистанционных технологий, электронных
информационных ресурсов, цифрового контента и технологических средств.
Цифровая среда воспитания предполагает ряд следующих мероприятий:
- телемосты, онлайн-встречи, видеоконференции и т.п.;
- занятия направленные на формирование культуры информационной безопасности,
информационной грамотности, противодействие распространению идеологии терроризма,
профилактики травли в сети;
- онлайн-мероприятия в официальных группах организации в социальных сетях;
- освещение деятельности детского лагеря в официальных группах в социальных
сетях и на официальном сайте организации.
19
Совокупность сайта, официальных групп в социальных сетях создают единое
медиапространство организации отдыха детей и их оздоровления, в котором значительная
часть контента может быть подготовлена непосредственно детьми под руководством
взрослых.
Цель медиапространства организации по созданию и распространению текстовой,
фото, аудио и видео информации – развитие коммуникативной культуры формирования
навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации детей.
Воспитательный потенциал медиапространства реализуется в рамках следующих
видов и форм воспитательной работы:
- детский редакционный совет и консультирующих их взрослых, целью которого
является освещение (через детскую газету (стенгазету), детское радио или телевидение,
телеграмм-канал) наиболее интересных моментов жизни своего отряда или детского лагеря;
- детский медиацентр – созданная из заинтересованных добровольцев группа детей
при поддержке взрослых, информационно-технической поддержки мероприятий,
осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение деятельности
организации;
- детская интернет-группа, принимающая участие в поддержке интернет-сайта
организации и соответствующей группы в социальных сетях с целью освещения
деятельности детского лагеря в информационном пространстве, привлечения внимания
общественности, информационного продвижения ценностей детского лагеря и организации
виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, педагогическими работниками и
родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для жизнедеятельности организации
вопросы;
- детская медиа-студия, в рамках которой создаются фотографии, ролики, клипы,
осуществляется
монтаж
познавательных,
документальных,
анимационных,
художественных фильмов, с акцентом на этическое, эстетическое, экологическое,
патриотическое просвещение аудитории;
- участие детей в региональных или всероссийских конкурсах с детскими
творческими медиа продуктами.
Все участники воспитательного процесса должны иметь возможность получать
необходимую информацию об организации отдыха детей и их оздоровления.
2.3.4 МОДУЛЬ «Проектная деятельность»
Проектная деятельность – это процесс достижения нового результата в рамках
установленного времени с учетом определенных ресурсов и его фиксация в какой-либо
внешне выраженной форме. Проектная деятельность в условиях организации отдыха детей
и их оздоровления чаще всего реализуется в формах: конкурс детских проектов; проектный
образовательный интенсив; профильная смена.
Целью вовлечения детей в проектную деятельность в условиях организации отдыха
детей и их оздоровления является - формирование активной гражданской позиции у детей
и подростков в развивающемся пространстве современной науки и технологий.
Задачи:
- формирование у детей интереса к решению социальных (и иных) проблем через
проектную деятельность;
- развитие у участников смены 4К компетенций: креативность, коммуникация,
умение работать в команде, критическое мышление;
- самоактуализация личностного потенциала участника программы.
В процессе работы над проектом участники смены самостоятельно добывают
необходимую информацию, генерируют идеи, выдвигают гипотезы, анализируют,
обобщают проработанные материалы, учатся обосновывать и доказывать предполагаемые
выводы и результаты, повышая тем самым свой интеллектуальный уровень, расширяя
кругозор.
20
Воспитательный потенциал проектной деятельности заключается в коллективном
взаимодействии, обсуждении решений, развитии и формировании коммуникативных
компетенций, в том числе навыков делового общения, сотрудничества и продуктивного
взаимодействия.
III. Организационный раздел
3.1 Особенности организации воспитательной деятельности
Детский оздоровительный лагерь «Неунывай-ка» с дневным пребыванием детей
организуется на базе МАОУДО ЦТДМ г. Асино Томской области. Режим работы 5 дней в
неделю, с ограниченным количеством времени в течение рабочего дня. Режим организации
влияет на краткосрочность пребывания и соответственно, на ограничение времени для
полного погружения в социокультурную воспитательную среду лагеря. Ребенок ежедневно
переходит в семейную обстановку с её укладом, традициями и особенностями.
Для лагеря с дневным пребыванием детей характерны формы работы, не требующие
длительной подготовки, репетиций с участниками. Предпочтение отдаётся игровым,
конкурсным формам, использующим экспромт в качестве одного из методов. Одной из
особенностей также является то, что, как правило, костяк педагогического коллектива
лагеря с дневным пребыванием детей составляют педагоги базового образовательного
учреждения, в связи с этим в календарном плане воспитательной работы преобладают
привычные для образовательной организации форматы.
Уровни реализации содержания в лагере дневного пребывания
В лагере с дневным пребыванием воспитательная работа строится на двух основных
уровнях:
1. Общелагерный (централизованные мероприятия для всех детей)
2. Отрядный (работа внутри отдельных групп)
Уклад организаций отдыха детей и их оздоровления
1. Быт (организация повседневной жизни в лагере):
Пространство:
Четкое зонирование (учебные кабинеты, игровая зона, столовая, место для тихого
отдыха).
Личные шкафчики/вешалки для каждого ребенка.
Доступ к питьевой воде и туалетам.
Гигиена и порядок:
Обязательное мытье рук перед едой.
Ежедневная влажная уборка помещений.
Контроль за личными вещами (чтобы ничего не терялось).
Питание:
Сбалансированное меню.
Дежурство детей по столовой (сервировка, уборка).
2. Режим дня (четкий распорядок дня, обеспечивающий активность и отдых):
Время
08:30–09:15
09:15–10:00
10:00–12:00
12:00–13:00
13:00–14:00
14:00–14:30
Мероприятие
Сбор, зарядка
Завтрак
Общелагерные мероприятия (игры, квесты)
Работа по модулям (творчество, спорт, наука)
Обед, свободное время
Подведение итогов, уход домой
21
Важно:
Гибкость (если погода плохая – заменяем активность на indoor-игры).
Учет возраста (для младших – больше игр, для старших – проекты).
3. Корпоративная культура (ценности, традиции и правила взаимодействия):
Главные принципы:
Доброжелательность (никакой травли!).
Сотрудничество (все делаем вместе).
Инициатива (дети предлагают идеи).
Правила лагеря:
1. Уважать друг друга.
2. Слушать вожатых.
3. Не опаздывать.
4. Беречь имущество.
4. Предметно-эстетическая среда (как оформлено пространство, чтобы
вдохновлять детей):
Элементы оформления:
Тематические стенгазеты (например, к 80-летию Победы).
Выставка детских работ (рисунки, поделки).
Уголки по интересам (книги, настольные игры).
5. Символы (атрибуты, которые объединяют участников смены):
Эмблема лагеря (например, солнце с лучами-детьми). Гимн или девиз ("Один за всех
и все за одного!"). Таблички отрядов (названия, гербы).
6. Ритуалы (ежедневные традиции, создающие атмосферу):
Утренние:
Зарядка под зажигательную музыку.
"Круг настроения" (дети говорят, с каким настроением пришли).
7. Символическое пространство (легенды, традиции, которые передаются из
смены в смену):
Легенда лагеря (например, про "волшебный камень дружбы"). Песни у костра (если
есть выездные мероприятия). Книга отзывов (дети пишут пожелания будущим сменам).
Уклад лагеря – это не просто правила, а живая система, которая делает каждый день
запоминающимся. Чем больше дети чувствуют себя частью чего-то большого, тем ярче их
впечатления.
Реализация Программы включает в себя:
Подготовительный этап включает в себя со стороны управленческого звена
организации отдыха детей и их оздоровления подбор и обучение педагогического состава
с практическими блоками освоения реализации содержания Программы, установочное
педагогическое совещание с включением всего кадрового состава, подготовка
методических материалов, включая примеры сценариев для проведения работы на
отрядном уровне, планирование деятельности, информационную работу с родителем
(родителями) или законным представителем (законными представителями).
Организационный период смены связан с реализацией основных задач: адаптация
детей к новым условиям, знакомство с режимом, правилами, укладом организации отдыха
детей и их оздоровления, формирование временный детский коллектив. Содержание
событий организационного периода представлено в инвариантных (обязательных)
общелагерных и отрядных формах воспитательной работы в календарном плане
воспитательной работы.
Основной период смены направлен на максимальное развитие личностного
потенциала каждого ребенка посредством коллективной деятельности как на уровне
отряда, так и в иных объединениях. Содержание событий основного периода представлено
22
в инвариантных (обязательных) общелагерных и отрядных формах воспитательной работы
в календарном плане воспитательной работы.
Итоговый период смены является ключевым этапом для подведения итогов
совместной деятельности, фиксации и принятием участниками смены позитивного опыта и
формированию индивидуальных маршрутов дальнейшего развития потенциала детей.
Содержание событий итогового периода представлено в инвариантных (обязательных)
общелагерных и отрядных формах воспитательной работы в календарном плане.
Этап последействия включает в себя подведение итогов реализации программы
воспитательной работы, определение наиболее и наименее эффективных форм
деятельности, сопровождение детей и поддержка в реализации идей и личностного
потенциала по возвращении в постоянный детских коллектив посредством обратной связи
или характеристик, направленных или переданных в образовательную организацию.
Партнерское взаимодействие с общественными и молодежными организациями в
условиях организации отдыха детей и их оздоровления способствует успешной реализации
Программы, включающей в себя совместную деятельность с различными
образовательными организациями, организациями культуры, спорта, общественными и
молодежными объединениями, иными юридическими лицами, разделяющими в своей
деятельности цель и задачи воспитания, ценности и традиции уклада организации.
Партнерское взаимодействие МАОУДО ЦТДМ с Движением Первых:
- участие в проведении отдельных мероприятий в рамках данной Программы и
календарного плана воспитательной работы (выставки, встречи, тематические дни,
государственные, тематические праздники, торжественные мероприятия и другие);
проведение на базе организаций-партнеров отдельных занятий, тематических событий,
отдельных мероприятий и акций;
- совместная реализация тематических и профильных смены.
Партнерское взаимодействие создает многоуровневую систему поддержки
организации отдыха и оздоровления детей и способствует более эффективной реализации
Программы воспитательной работы, развитию социальных навыков у детей.
Кадровое обеспечение реализации Программы предусматривает механизм
кадрового обеспечения МАОУДО ЦТДМ города Асино Томской области, направленный на
достижение высоких стандартов качества и эффективности в области воспитательной
работы с детьми: систему отбора, количество необходимого педагогического персонала и
вожатых; распределение функционала, связанного с планированием, организацией,
обеспечением и реализацией воспитательной деятельности с указанием должностей в
соответствии со штатным расписанием организации.
Кадровое обеспечение воспитательной деятельности:
− начальник лагеря;
− заместитель директора образовательной организации по учебно-воспитательной
работе;
− педагоги дополнительного образования;
- работники пищеблока;
− уборщицы.
Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родительским
сообществом - родителями (законными представителями) детей может
предусматривать следующие форматы
На групповом уровне:
- родители знакомятся с условиями пребывания в лагере, с режимом работы лагеря,
с условиями зачисления ребенка в лагерь; обсуждаются интересующие родителей вопросы,
а также осуществляются консультации психологов и педагогов.
На индивидуальном уровне:
- работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных
ситуаций;
23
- индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий
педагогов и родителей.
3.2. Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания
Анализ воспитательной работы МАОУДО ЦТДМ города Асино Томской области
осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания,
личностными результатами воспитанников.
Основным методом анализа воспитательной работы в организации отдыха детей и
их оздоровления является самоанализ с целью выявления основных проблем и
последующего их решения с привлечением (при необходимости) внешних экспертов,
специалистов, который проводится ежегодно для круглогодичного лагеря и по окончании
летней оздоровительной кампании для сезонного.
Анализ проводится совместно с вожатско-педагогическим составом, с заместителем
директора образовательной организации по учебно-воспитательной работе с последующим
обсуждением результатов на педагогическом совете.
Основное внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством:
реализации программы воспитательной работы в организации отдыха детей и их
оздоровления в целом; работы конкретных структурных звеньев организации отдыха детей
и их оздоровления (отрядов, органов самоуправления, кружков и секций); деятельности
педагогического коллектива; работы с родителем (родителями) или законным
представителем (законными представителями); работы с партнерами.
Организация вправе сама подбирать удобный инструментарий для мониторинга
результативности воспитательной работы. При выборе методик следует учитывать их
валидность, адаптированность для определенного возраста и индивидуальных
особенностей детей.
Итогом самоанализа является перечень достижений, а также выявленных проблем,
над решением которых предстоит работать вожатско-педагогическому коллективу.
3.3. Методическое обеспечение реализации Программы предназначено для
специалистов, ответственных за реализацию содержания программы смены.
- Программа лагеря;
- план работы лагеря;
-должностные инструкции;
- подбор методических разработок в соответствии с планом;
- проведение ежедневных планерок;
- сеть Интернет.
Выбор методов обучения по программе определяется возрастными особенностями
детей, особенностями программы и тематики занятий и мероприятий.
Важнейшим средством в работе с обучающимися является методика коллективной
творческой деятельности.
Методические условия.
Наличие необходимой документации, программы, плана; проведение инструктивнометодических сборов с педагогами до начала лагерной смены; коллективные творческие
дела; творческие мастерские; индивидуальная работа; тренинги; деловые и ролевые игры.
3.4. Материально-техническое обеспечение реализации Программы:
- флагшток (в том числе переносной), Государственный флаг Российской
Федерации,
флаг субъекта Российской Федерации, флаг организации отдыха детей и их
оздоровления (при наличии);
- музыкальное оборудование и необходимые для качественного музыкального
оформления фонограммы, записи (при наличии);
24
- оборудованные локации для общелагерных и отрядных событий, отрядные места,
отрядные уголки (стенды);
- спортивные площадки и спортивный инвентарь;
-канцелярские принадлежности в необходимом количестве для качественного
оформления программных событий.
25